Пара слов о Steinberg UR44C — личный опыт использования

Пара слов о Steinberg UR44C — личный опыт использования
UR44C - вид спереди

Всем привет! Весной 2019 года я приобрёл сей чудесный аудиоинтерфейс и до сих пор весьма доволен им!

Почитать и посмотреть о плюсах можно где угодно, обзоров существует большое количество, где всё подробно расписано и снабжено различными техническими детальками типа динамического диапазона, класса предуселителей или кг+шум (лол). Например, тут, на prosound, вот тут https://youtu.be/9oC_nZ79o28 или вот тут youtu.be/luTanzVTTKU (здесь про UR22C, но отличаются они лишь количеством входов, всё остальное идентично).

Но я хочу поделиться именно личным опытом использования, а также расскажу о некоторых несущественных минусах. Кстати, пока я готовился написать эту статью, разработчики успели поправить один из недочётов из моего списка, так что уже и нет такой необходимости писать статью, но я всё равно хочу поделиться 🙂

192kHz, 32-bit… Куда столько?! Этого хватит на всю жизнь!… всю жизнь нашей Вселенной:)

6 входов (2 линейных, 4 совмещённых xlr-jack, 2 из них ещё и Hi-Z), 4 линейных выхода, отдельный регулируемый выход на мониторные колоночки, «железные» DSP-эффекты с низкой неощутимой задержкой, встроенный мини-микшер на 2 раздельных микса, два мощных выхода на наушники с отдельными крутилками громкости, и эти выходы могут раскачать даже 250 ом наушники; фантомное питание, малошумящие предусилители, железный корпус, отличный внешний вид, питание от блока питания или прям от USB, Type-C USB 3.1, миди вход и выход… Именно об этих преимуществах можно почитать или посмотреть во всяких обзорах, и они не врут — всё верно, всё на самом деле так, но я расскажу о своём опыте использования)

Небольшое оглавление:

  1. Низкая задержка
  2. Встроенный микшер
  3. Loopback — петля
  4. WDM, ASIO и количество входов-выходов
  5. Эффекты (DSP и VST)
  6. Джек, Карла и бананы (Jackd2, Carla и Voicemeeter Banana)
  7. Выводы

Низкая задержка

В первую очередь, порадовала низкая задержка звука, которой удалось добиться через ASIO драйвер, который нужно скачать и установить с официального сайта. Кстати, я был удивлён, когда заметил уменьшение задержки при увеличении частоты дискретизации. Всегда казалось логичным обратное: чем больше частота дискретизации, тем выше должна быть задержка, но на деле оказалось иначе, и это тоже порадовало. В какой-то момент ставил 96кГц, но сейчас использую 48кГц, этого хватает вполне. Кстати, чем больше частота дискретизации, тем меньше одновременных DSP-эффектов можно использовать на каналах в самом устройстве, т.к. ресурсы карточки не бесконечные. Об этом подробнее в разделе Эффекты (DSP и VST).

Помимо выбора размера буфера (от 64 до 2048 сэмплов) есть возможность выбрать режим работы устройства: Low Latency, Standart, Stable. В Low Latency, как понятно из названия, будет меньше задержка, но и стабильность будет страдать (если используются какие-то тяжёлые плагины и инструменты или просто компьютер занят чем-то ещё, то прерывания и треск обеспечены). А в Stable увеличивается задержка на немного, но и работает стабильнее. Спасибо, Кэп)

Различные настройки ASIO

Там сообщение с ошибкой о том, что карточка работает по USB 2.0, и что можно подключить её к порту USB3.0, но знаете что? Она и по USB 2.0 работает замечательно, никаких нареканий не было никогда. Скорости порта вполне хватает. А сейчас (на момент съёмки гифки) она подключена к USB 3.0, но через USB-хаб, да и провод не родной, так что не удивительно, что ругается на это)

А вот, кстати, и первый минус! В хронологическом порядке он последний, но раз уж упомянул, то расскажу: провод! Дело в проводе! Прошло не так уж и много времени использования аудиокарточки, да и находилась она в основном на столе, никуда с собой не таскал особо, но оказалось, что штекер на родном проводе расшатался. Так что порой прям во время работы аудиокарточка могла отключиться на несколько секунд. Почему дело именно в проводе, а не в разъёме аудиоинтерфейса? Да просто подключил другой проводок Type-C, и всё работает нормально.

Но тут, кстати, и плюс можно написать: карточка довольно быстро восстанавливает «связь» с компьютером в случае обрыва. Случайно задел или выдернул провод или вообще пропало питание? Не беда! Даже при работе через ASIO всё обратно восстановится при втыкании провода. Но при использовании на живых выступлениях даже полусекундная задержка или тишина из-за отвала карточки может стать фатальной. Так что провод лучше заменить заранее, что я и сделал уже)

Встроенный микшер

Ещё один огромный плюс — это наличие встроенного микшера! Можно прям на карточке через программу dspMixFx нарулить звук с подключенных микрофонов и инструментов, накинуть Channel Strip (компрессор, эквалайзер), развести по панораме, сделать посыл ревер, а гитару можно пустить через вполне неплохие эмуляторы кабинетов. Не знаю, использует ли их кто-то для записи гитар, но для мониторинга в реальном времени и одновременно с этим записи чистого сигнала вполне можно использовать, очень удобно! Да и в отсутствии гитарного процессора, комбика или хотя бы VST инструментов тоже может выручить. Об эффектах подробнее можно почитать дальше, в разделе Эффекты (DSP и VST). Так что есть возможность мониторить не только входящий сигнал, но и накинуть какие-нибудь эффекты, а затем весь этот общий микс пустить обратно в компьютер (так называемый режим Loopback), и в этом тоже большой плюс данного аудиоинтерфейса!

Можно слинковать каналы в стерео, пропуская звук через цепочку эффектов как один канал, можно мониторить входной канал, можно делать два независимых микса на разные наушники и линейные выходы аудиокарты (это очень помогает на репетициях или эфирах); есть инвертирование фазы, также классная возможность забирать уже обработанный звук поканально, а не только сырой сигнал с входящих разъёмов, и это тоже очень полезно может быть, когда, например, звук с микрофона проходит некоторую обработку и приходит в DAW уже обработанным, усиленным, эквализированным и т.д. Фантомное питание включается кнопками на аудиокарточке, там их две для 1-2 и 3-4 каналов, но статус фантомного питания показывается в программе. Ещё весьма полезная фишка: возможность сохранять настройки каналов в «сцены» и потом быстро между ними переключаться (прям как во «взрослых» цифровых микшерных пультах). Воот так выглядит dspMixFx:

Пример работы dspMixFx

Владельцам iOS повезло! Через дополнительную программу dspMixFx Remote Bridge, которую нужно поставить на компьютер, куда подключена аудиокарточка, и с устройства на iOS через соответствующую программу можно управлять параметрами удалённо. Мне опробовать такое не довелось, так что не могу сказать, как оно работает, но могу представить, что было бы довольно удобно подстраивать громкость или посыл на эффекты, не находясь при этом физически за целевым компьютером рядом. Но это всё ерунда, и думаю, в случае с такой аудиокартой не так уж оно и необходимо. Поехали дальше!

LOOPBACK — петля

Loopback позволяет подавать на вход в компьютер звук, который выходит из аудиокарточки. Но это в обычном случае, когда карточка довольно простая. Даже встроенные аудиокарты от Realtek имеют специальный вход «стерео микшер», с которого можно записывать всё то, что попадает на выход. Здесь же можно послать обратно уже готовый отмикшированный сигнал вместе с инструментами, микрофонами, ревером и даже звуком с компьютера. Как везде пишут — это отлично подходит для всяких стримеров, подкастеров и радиоведущих. Не спорю, это всё очень круто! Вот только когда у тебя руки заняты гитарой, то каждый раз переключаться на нужное окно с программой и подкручивать мышкой какие-то параметры или рулить громкостью как-то совсем не удобно. Это один из небольших минусов. И даже нет возможности привязать к фейдерам и другим органам управления миди-сигнал с миди-клавы или даже автоматизацию из DAW (как это сделано в том же Behringer xr18). А так было бы удобней намного. Говорю, исходя из своего опыта, т.к. веду радио HavenFM, использую аналоговый микшер с физическими крутилками, и это намного удобней в данном случае. Но это уже придирки и частный случай. На самом деле наличие функции Loopback остаётся замечательной и крайне полезной функцией.

Но с loopback-ом связаны ещё некоторые минусы:

  • при включении этого режима, первые два входа аудиокарты становятся недоступны для записи подключенных к ним инструментов или микрофонов, потому что там теперь общий стерео-микс — тот самый loopback, и занимает он 1-2 входные каналы. Это не так уж и критично, есть другие входы, но дело в том, что именно первые два входа являются Hi-Z входами (высокоимпедансными), к которым можно подключить электрогитару или другой подобный пассивный инструмент. Это значит, что уже не получится подключить электрогитару и поиграть через какие-нибудь VST через эти входы, а через другие звучит не так хорошо (там нет нужного для Hi-Z усиления).
    Не знаю, что мешало производителю сделать какие-нибудь виртуальные входы, отдельные, независимые, чтоб не занимать полезные физические каналы аудиокарты. К тому же, это даже не вопрос железа, это, скорее, вопрос драйвера и софта (но могу ошибаться).
  • второй минус: канал под названием DAW (выход звука с компьютера) нельзя было исключить из Loopback, но при этом слышать его самому в наушниках или мониторных колонках. Да, для радио или эфиров это весьма подходит, потому что нужно звуки или музыку с компьютера смешивать с микрофоном и посылать в эфир. Но когда хочешь поговорить с кем-то по зуму или скайпу или любому другому приложению, то звук собеседников возвращался обратно через Loopback во вход программы для связи и… сами понимаете, какая вакханалия могла получиться из этого всего, и никакие алгоритмы подавления эхо не спасли бы. Можно было бы не использовать режим Loopback, а накидать какие-то эффекты на 1 или 2 вход и нажать на нём FX REC, чтоб пустить обработанный сигнал на вход программы, но в таком случае получится только один канал, ведь обычно нельзя в программе для связи выбрать левый или правый канал из входа аудиокарты, можно только стерео (в котором один канал рабочий). Немного запутанно, и без некоторого дополнительного объяснения может быть непонятно, но о входных каналах немного позже.
    В общем, для голосовой связи приходилось использовать две разные аудиокарты. Одну для микрофона (с компрессором и эквалайзером), другую — чисто для вывода звука собеседника.
    НО!!! Свершилось чудо! Не знаю, допилили ли они просто так или повлияли многочисленные просьбы и жалобы пользователей данного аппарата во время карантина, но недавно появилось обновление прошивки, и теперь есть возможность выбрать режим Loopback: off, live cast, voice chat. Режим LiveCast ведёт себя как обычный Loopback, описанный до этого (звук с компьютера возвращается в него же тоже), а вот режим VoiceChat — это то, что нужно! Звук с компьютера исключается из общего микса, идущего в loopback, так что можно спокойно слышать собеседников, говорить самому, и никто никому мешать не будет. Прекрасно! Помимо допиливания этой функции, обновили dsp-эффекты, теперь там больше пресетов, настроек, ну и выглядят поинтересей, но об этом тоже дальше).
    Так что производитель порадовал таким приятным и нужным обновлением!

Небольшая демонстрация режима работы Loopback (картинка кликабельна, нажми, там гифка):

Как работает Loopback, разные режимы!

Что там происходит:

  1. режим Loopback выключен, а на плагине, который показывает сигнал с каналов 1+2 ничего нет, кроме небольшого сигнала в левом канале. Это как раз говорит о том, что левый и правый каналы приходят раздельно как 1 и 2 физические входы на аудиокарточке (сейчас в первый канал просто воткнут провод, так что весь звук — это обычный фон от неподключенного провода). И даже если на канале стоит Mute, сигнал всё равно идёт в обход настроек микшера
  2. режим Live Cast. Уровень резко подскакивает, потому что с компьютера воспроизводится какая-то музыка. Также видна зависимость уровня сигнала в плагине-измерителе с фейдером DAW в dspMixFx, потому что эта самая музыка с компьютера тут же возвращается обратно (вместе с остальными каналами, которые отключены пока что)
  3. режим Voice Chat. Звук пропадает, полная тишина. Всё потому, что все каналы выключены или в них тишина, а звук с компьютера не попадает в Voice Chat. Стоит снять Mute с первого канала, как тут же появляется сигнал, причём, в обоих каналах, потому что панорама первого канала по центру. Таким образом можно нарулить определённый звук с нескольких входных каналов и вернуть его в ПК отдельным миксом. Также продемонстрировал включение и отключение эффекта Ch. Strip на первом канале, и от этого уровень сигнала тоже менялся

WDM, ASIO и количество входов-выходов

Ещё одна хорошая новость — аудиоинтерфейс поддерживает одновременную работу в режиме ASIO и в режиме WDM. Это значит, что даже если запущена DAW, использующая данную карточку через ASIO, то системные звуки, звуки из браузера и из других приложений всё равно будут идти. Попробуйте без танцев с бубном провернуть такое же на встроенной аудиокарточке через Asio4All? Ага, вот-вот)

Но стоит учитывать, что при активации ASIO-режима, на секунду звук по WDM пропадает. Так же происходит при отключении приложения, работающего по ASIO. Это совсем не критично, но такая особенность тоже есть.

Экспериментировал с Jackd и набором программ от KXStudio как на линуксе, так и на Windows, но об этом тоже ниже, а пока ещё один минус:

— все входы и выходы доступны только через ASIO драйвер от производителя, а иначе есть только 1+2 вход и 1+2 выход. Всё. Хочешь получить в не-asio приложение звук с других каналов? Фиг там! Хочешь вывести звук из плеера в 3+4 выходы или на вторые наушники? Не тут-то было!

Конечно, тут тоже можно поспорить о серьёзности данного недостатка в обычной жизни, и сейчас я уже смирился и нашёл другие способы это обходить, но поначалу удивился, было непривычно, и самое интересное — об этом нигде не было сказано или написано. Во всяком случае, я не нашёл такой информации заранее. Так что может моя статья-обзор поможет кому-то с определиться с выбором и быть готовым к различным нюансам)

В каких-нибудь карточках от Focusrite, например, есть возможность использовать все входные и выходные каналы в системе для обычных приложений, не в ASIO режиме. А в некоторых более серьёзных картах можно даже выбрать самому каналы, доступные для системы, а это совсем уж круто! Здесь же такого совершенно нет, нам доступен только 1 стерео вход и 1 стерео выход, приходится с этим мириться или пользоваться всякими извращёнными хитрыми схемами (об этом дальше в разделе Джек, Карла и бананы).

Эффекты (DSP и VST)

Кратко упоминал об эффектах, перечислю их снова и покажу скриншотики:

Ch. Strip — компрессор и эквалайзер

Ниже будут различные гитарные кабинеты разной степени грязности)

Clean
Crunch
Lead
Drive
Есть ещё три вида пространственной обработки: Hall, Room, Plate. Но выглядят они все примерно одинаково)

На каждый канал можно навесить последовательно два плагина. Но один плагин нельзя два раза использовать в одном канале! Иногда хотелось бы задействовать два Ch. Strip, но, увы, в ответ будет подобное сообщение:

Такое же сообщение можно получить, если установить частоту дискретизации в 192kHz и попытаться активировать плагины на всех каналах. Точное количество не скажу, но суть ясна: чем выше частота дискретизации, тем больше ресурсов нужно каждому плагину на обработку, а потому количество одновременно работающих плагинов сокращается)

Также каждый канал (кроме DAW) можно послать на канал с ревербом, так что и гитара, и голос могут зазвучать поинтересней)

Сейчас все эти плагины выглядят так, как показано на скриншотах, но такими они были не всегда! И тут Steinberg снова можно похвалить: не только обновили прошивку и доработали режим Loopback для разговоров, но ещё и обновили внешний вид плагинов, и, что тоже важно — добавили кучу готовых пресетов!

Изобилие пресетиков! *-*

А теперь сравните с тем, как оно выглядело раньше:

Ещё одним большим плюсом является то, что все эти плагины доступны не только в аудиокарточке, но также как VST плагины для вашей любимой DAW!

Вот тот же самый Reverb Hall, но уже в качестве плагина в REAPER

Сам я использую REAPER, а обладатели Steinberg Cubase получают ещё больше преимуществ в виде синхронизации параметров плагинов из аудиокарты в DAW. Сам не пробовал, как это работает, но слышал, что есть такое). Ну и ещё момент: чтобы воспользоваться VST плагинами, пришлось заморочиться с центром активации и лицензирования, зарегистрировать аудиокарту на сайте Steinberg, зарегистрировать ключ, выданный вместе с аудиокарточкой, и только после этого плагины стали работать. Возможно, никому такие заморочки не нужны, но я попробовал, всё получилось, и теперь иногда использую их плагины. К тому же, все те пресеты, что есть в этих плагинах в аудиокарте, доступны также и в DAW. Это удобно). Преимущество ещё в том, что если есть какая-то обработка звука вживую без задержек, то потом эти записи можно обработать этими же плагинами и получить тот же звук (если FX REC не был включен).

Да и… нравится мне их Reverb чем-то ). Кстати! Аудиокарта имеет 4 физических выхода, но программно видится 6 выходов. А всё потому, что 5-6 каналы — это выход на Reverb. Это значит, что можно даже без VST плагина сделать посыл на аудиокарту на 5-6 канал и использовать встроенный в неё Reverb. Раньше, пока не стал использовать VST плагины, перед финальным рендером трека пропускал его через аудиокарту, записывая обратно полученный Reverb. Это круто! Ощущения были, будто я в крутой студии, и у меня рэковая стойка с кучей железных эффектов, через которые я пропускаю какой-то там жалкий цифровой сигналишко)).

Демонстрацию эффектов устраивать не буду, не об этом статья, но вот одно из моих видео, где помимо Ch. Strip на микрофоне и Clean с ревером на гитаре можно увидеть как плагин выглядел ранее: https://www.youtube.com/watch?v=yyEOho06BDk

А если хочется более детального разбора параметров и демонстрации, то вот тут можно глянуть, нагуглил что-то:

https://www.youtube.com/watch?v=DeJ4wCWUm7M

https://www.youtube.com/watch?v=xhYNbgYZrjY

(я и сам хотел записать, даже гитару подключил, честно-честно, но потом случайно и внезапно нашёл эти видосы, а там всё то же самое, что и я хотел сделать: как звучит чистая гитара, и как с различными плагинами и настройками, так что… ¯\_(ツ)_/¯ )

Джек, Карла и бананы (Jackd2, Carla и Voicemeeter Banana)

— пс, парень, хочешь немного извращений?

Возможно, этот блок лишний, возможно, я зря всё это затеял, возможно, никому это не нужно, но всё равно хочется поделиться рабочей схемой одновременной работы нескольких ASIO-приложений и возможности на стандартные звуки системы (из браузера, например) накидывать эффекты или записывать всё это дело в свою любимую DAW.

Понимаю, что не часто возникает необходимость использовать одновременно несколько ASIO-приложений, но вот иметь какой-нибудь хороший эквалайзер и лимитер под рукой, чтоб подкрутить звук из видосиков с ютуба — это уже более актуальный случай).

Нам всего-лишь понадобится:

  • сервер Jack2
  • программа Carla из набора программ от kx.studio
  • программа Voicemeeter Banana или даже просто Voicemeeter
  • прямые руки, извилистые мозги, крепкая психика (ладно, шутка)

Все эти программы бесплатные (особенно Jack2 и Carla), и вообще, изначально всё это на линуксах у меня было проработано (разве что вместо Voicemeeter использовал Pulseaudio sink и Alsa), а в данном случае пример на Windows.

В чём суть и как всё работает:

  1. Сервер Jack2 управляет различными входными-выходными потоками, предоставляя приложениям, умеющим работать через Asio, специальный Asio-драйвер под названием JackRouter. Настроить количество входов и выходов можно в файлах JackRouter.ini, что находятся в директории с установленным Jack2, а по-умолчанию это C:\Program Files\JACK2\jack-router\ (win32 и win64).
  2. Приложения, которые умеют работать через Asio, могут использовать JackRouter напрямую (например, Reaper и даже Aimp).
  3. Carla используется как хост для различных плагинов-эффектов, а также как удобный редактор аудио-маршрутов и подключений.
  4. Для тех, кто не умеет использовать Asio, задействуется Voicemeeter, который на вход принимает все выходы таких приложений и системные звуки, а сам передаёт всё в Jack2.

Таким образом имеем гибкую маршрутизацию звука, возможность накидывать эффекты в реальном времени, работать с низкой задержкой даже в нескольких DAW сразу (не знаю, кому это может понадобиться), а также записывать всё то, что выходит из браузера или из других приложений, и… ну вообще, кучу всего можно придумать:)

Вот несколько скриншотов для демонстрации работы (ага-ага, скриншотами показывать как звук работает, очень умно):

QJackCtl — Программа управления сервером Jack2. В её настройках выбирается основная аудиокарта, частота дискретизации, размер буфера и другие настройки.
QJackCtl под Windows имеет графическую программу для управления подключениями в виде графа, но также имеет стандартный скучный Patchbay. Но в Carla оно красивее )
Voicemeeter (Banana или нет) — программный микшер, но в данном случае выступает в качестве мостика между WDM и Asio.
В системе нужно выбрать выходное аудиоустройство, которое является виртуальным от VoiceMeeter.
Вот ещё плеер Aimp настроили на работу через JackRouter.
Carla. Вот так всё выглядит в итоге! Звуки винды пропускаются через эквалайзер и лимитер и идут на выход, но также эти же звуки (до обработки) идут на 5-6 каналы в REAPER. В тот же REAPER на 7-8 каналы приходит выход из Aimp. А первые 4 канала в REAPER — это физические входы аудиокарты.

Возможно, немного запутано всё выглядит, я и сам не сразу смог освоиться с Carla и всем этим под линуксом, но когда получилось там, захотелось использовать эту мощь и гибкость и на винде. И всё работает! Единственный минус — при потере связи с аудиокартой уже не получится её так быстро восстановить. Придётся перезапускать все приложения, использующие JackRouter.

Ну и вот ещё пример что можно делать и как подкручивать неугодный звук из браузера:

FabFilter Pro-Q3 — отличный динамический эквалайзер.
FabFilter Pro-L2 — лимитер всё от той же компании.

Рассмотрим поближе пример с Aimp, выходными звуками из системы и входами в REAPER.

Звуки системы послали на 5-6 каналы в REAPER, а Aimp на 7-8 каналы.
А вот и в REAPER всё приходит, работает, можно с этим что-то делать — накинуть эффекты, передать по сети, записать, обработать, свести… да что угодно!

Вот так оно всё работает и порой очень выручает, когда смотришь различные видео, у которых слишком уж отличается звук по динамике, или если где-то частоты бубнящие есть, а верхов мало — можно тоже подкрутить прям на ходу. И вообще, всё делается ради красивой картинки, потому весьма эпично смотрится на втором мониторе вся эта система с подключениями, эквалайзерами и лимитерами, и когда оно всё как-то там двигается интересненько 🙂

Пожалуй, это уже не совсем относится к обозреваемой аудиокарте, однако, всё через неё работает, так что относится! Хотя подобное можно настроить и через другие аудиоинтерфейсы.


Выводы

Да какие тут могут быть выводы?! Steinberg UR44C — прекрасссный аппарат, я до сих пор нарадоваться не могу его наличию в моей жизни:). Теперь заниматься музыкой, вести эфиры, играть концерты и общаться через всякие говорилки одно удовольствие! (а не общаться — другое 😀). Но конечно, всегда хочется большего, но уверен, что даже если появится что-то помощнее и посерьёзнее, от данного девайса избавляться я не намерен! Применение ему найдётся в любом случае. Возможно, что-то посерьёзнее будет находиться дома как стационар, а с этой картой можно будет куда-то ездить. Хотя весит она не мало, конечно…))

Спасибо за внимание! Если дочитали до конца, ничего не пропустив, то виртуально жму руку! Коль вопросы будут, пишите тут, в комментах, либо напрямую в телеграм автору данной статьи (найти можно по тому же нику!).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*