REAPER крут! Настройка своего TouchOSC шаблона, управление DAW удалённо, плейбэки, action-маркеры, мониторинг и метроном
Все, кто вокруг меня находятся, уже выучили эту фразу — «Reaper крут!». И даже сами её повторяют, когда в очередной раз я восторженно рассказываю про новые открытия или достижения в Reaper-е 😀
В этом первом постике (надеюсь, не в последнем) решил охватить сразу три темы, потому что они связаны между собой. Заодно расскажу, как у нас, у группы Ha▼en, устроена система playback-ов, ушного мониторинга и управления всем этим делом удалённо, с телефона. Вообще, playback-и — это очень удобно. Особенно тогда, когда нет возможности возить с собой всю кучу инструментов, либо когда некоторые из музыкантов не могут присутствовать на мероприятии. Один раз заморочился, записал партии нужные, а потом спокойно пользуешься безо всяких заморочек 🙂 Для удобства небольшое ОГЛАВЛЕНИЕ:
- Подпроекты как media-item-ы
- Крутая маршрутизация звука (+Asio4All)
- Настройки метронома
- Action-маркеры
- Поддержка протокола OSC (+TouchOSC)
- Управление через веб-браузер
Итак! Что у нас имеется:
- ноутбук (не важно, какой) с установленным REAPER-ом и sws-extension (нужно для работы action-маркеров).
- ушной мониторинг Takstar WPM 200 (опять же, можно любой другой)
- миниатюрный, но мощный wi-fi роутер с хардварной доработкой — внешней антенной Nexx WT3020h, который легко можно заказать на… сами знаете, где 🙂 (и да, подойдёт любой другой роутер, как ни странно)
- мобильный телефон с iOS или Android на борту и программой TouchOSC (программа платная, но денег своих стоит! Не жалко было приобрести её. А если жалко, то можно найти и на 4pda)
Как уже написал, систему ушного мониторинга можно использовать любую доступную. А роутер не обязательно должен быть именно таким, подойдёт любой другой, нам главное, чтоб была связь между ноутбуком и телефоном (можно даже с телефона раздать Wi-Fi или с ноутбука настроить раздачу, как угодно). И, как узнаем дальше, можно будет обойтись даже без приложения на телефоне, а управлять с любого устройства, где есть браузер, но в использовании приложения есть свои плюсы!
Начну с организации playback-ов. REAPER крут тем, что позволяет вставлять проекты на дорожку так, будто это простой аудио-item. Достаточно просто перенести нужный проект в окно рипера, а он уже спросит, что делать с этим: вставить как медиа-item или открыть. То же можно сделать, нажав на клавишу Insert. Таким образом уже готовый проект окажется в виде отрендеренной простой звуковой дорожки. Двойной клик по ней — проект открывается, можно отредактировать, поменять что-то, а при закрытии он быстренько снова рендерится в специальный PROX-файл, который уже и является audio-item’ом. Это весьма удобно! К тому же, воспроизводить одну звуковую дорожку в wav-формате намного легче, чем гонять целый проект с кучей элементов и эффектов. (А вдруг из-за какого-то плагина всё на мгновение повиснет?? Хоть и быстро развиснет, но это мгновение уже сбивает с темпа полностью, это просто катастрофа!) Так как нам нужен ушной мониторинг и общий клик, чтоб всё запускалось в нужный момент, нужно подстраиваться под темп каждого трека. Для этого перед каждым треком можно поставить «tempo/time signature marker» (Shift+C по дефолту) и вписать правильный темп трека. Вообще, чтоб легче было, можно сначала вписать темп, а потом уже закинуть проект с треком.
Выглядит это всё примерно вот так:
В настройках метронома был указан обратный отсчёт в 2 такта. Это нужно для того, чтобы знать, когда вступать, когда начинается трек. Условились, что всегда идут 2 такта «клика» до начала любого трека, естественно, в темпе текущего трека, и всё, никаких проблем. Кстати! Удобство использования подпроектов ещё в том, что если в подпроекте есть метки (маркеры), то они будут тоже показаны на этом media-item’е, как видно на рисунке 1 (там есть Вступление, 1 куплет).
REAPER крут тем, что в нём можно делать маршрутизацию звука как угодно, и оно будет работать. Также можно пустить метроном лишь на выбранные устройства или выходы одного устройства! А это значит, что пустить чистые плейбэки мы можем в одну аудиокарту, выход с которой идёт уже в общий микс, а выход на мониторинг через другую карту (встроенную, например), послав туда же ещё и метроном. Можно использовать два разных выхода одной аудиокарты тоже, никто не запрещает этого делать! Таким образом, в левый канал можно пустить плейбэки, а в правый канал клик метронома, а уже через пульт это дело разрулить, послав на мониторинг клик, а в общий микс плейбэки. Но так плейбэки будут в моно, да. Так что вариант не очень, иногда ) Чтобы работать одновременно сразу с несколькими аудиоустройствами, можно установить Asio4All — удобную и полезную программу, которая взаимодействует с аудиоустройствами на низком уровне, минуя уровни обработки звука операционной системой, что даёт ещё и маленькую задержку при работе со звуком, вплоть до возможности практически в реальном времени играть и мониторить что-то, но в данном случае она нужна просто для возможности использования сразу нескольких аудиоуйстройств. Для этого, конечно же, нужно будет выбрать в Рипере в настройках аудиоустройств систему ASIO в качестве аудиосистемы, а затем выбрать драйвер ASIO4ALL v2 (на текущий момент).
![](https://karamush.ru/wp-content/uploads/2018/11/2018-11-24_23-12-21.png)
![](https://karamush.ru/wp-content/uploads/2018/11/2018-11-24_23-12-50.png)
После этого можно выбрать нужные входы и выходы, а потом использовать их для записи или для посыла на них звука. Очень удобно! Конечно, разные крутые аудиокарты, как правило, имеют свой аудиодрайвер ASIO, но он позволяет работать только с одной лишь этой картой звуковой. Asio4All позволяет работать одновременно с каким угодно количеством аудиоустройств, задержку для которых можно ещё и отдельно настроить!
Настройки метронома выглядят вот так:
Но, кстати! Когда мы ставим tempo-метку, там можно менять не только темп метронома, но ещё и размер (это я к тому, что Beat pattern тоже можно менять на ходу, а то вдруг там 3/4 будет).
Также для удобства я отключил посыл с трека с плейбэками в мастер-шину, но при этом создал два отдельных трека, куда уже перенаправляю звук с основного трека с плейбэками. А вот выходы с этих треков уже идут на разные физические выходы разных аудиоустройств. Удобство тут в том, что можно легко навесить какой-нибудь корректирующий эквалайзер на линию мониторинга или главный выход (например, мониторинг Takstar WPM 200 захлёбывается, когда присутствуют частоты ниже 80-90 герц, а это не круто), чтоб можно было легко и просто подредактировать звук, учитывая текущую среду, в которой будет воспроизводиться всё это дело. Также удобство в управлении, но об этом поговорим позже, когда речь пойдёт уже непосредственно про удалённое управление рипером с телефона.
![6. Main Out и Monitoring Out отдельно](https://karamush.ru/wp-content/uploads/2018/11/2018-11-24_23-20-19.png)
REAPER крут тем, что можно использовать обычные маркеры, а можно делать action-маркеры, ставя их в нужное место и вызывая ЛЮБОЕ действие, которое есть в REAPER, включая всякие встроенные скрипты, дополнительные скрипты и даже собственные скрипты тоже! А это именно то, что нужно! Для наших нужд нужен был скрипт, который останавливает воспроизведение, когда заканчивается очередной трек, и сразу же переходит к началу следующего трека, чтоб потом осталось просто его запустить. Делается это просто! Создаём свой скрипт (как это делать, это другая тема, но ничего сложного, тут расписывать не буду), в котором указываем просто три действия, как на скриншоте:
![7. Свой небольшой custom-action script из трёх действий](https://karamush.ru/wp-content/uploads/2018/11/2018-11-24_23-29-50.png)
Уже не помню, почему нужно было два раза повторить Action для перехода к следующему маркеру. Возможно, там свои особенности обработки позиции, что воспроизведение останавливалось, но следующим маркером был именно тот, на котором это действие было вызвано, поэтому пришлось ещё на один вперёд переключиться ) В любом случае, оно работает! Теперь нужно скопировать или запомнить Command ID этого созданного custom-action, и чтобы сделать action-маркер, нужно просто создать обычный маркер, а потом написать восклицательный знак, а дальше вставить Command ID этого созданного custom-action-а.
![8. Action-маркер в действии :)](https://karamush.ru/wp-content/uploads/2018/11/2018-11-24_23-36-19.png)
Когда позиция воспроизведения доходит до Action-маркера, то воспроизведение тут же останавливается, а курсор переходит уже к следующему треку, ожидая следующей команды. Конечно, можно написать какие угодно действия и вызывать их в нужный момент в заданной позиции. Можно делать всё, что доступно. Даже писать свои скрипты, взаимодействующие с операционной системой на внешних языках (Lua, python поддерживаются) или сетью или чем угодно, а это значит, что можно сделать вообще ВСЁ, что угодно, но сейчас не об этом речь 🙂
REAPER крут тем, что он из коробки поддерживает OSC протокол, и не нужно устанавливать на хостовую систему программу TouchOSC bridge, которая переводит сообщения от TouchOSC в обычные midi-сообщения, чего для наших целей будет недостаточно, т.к. прелесть использования OSC в нашем случае именно в двусторонней связи между приложением для управления и управляемой программой!
Для тех, кто не хочет заморачиваться, закидывать куда-то какие-то файлы, устанавливать какие-то приложения, настраивать IP адреса и всякое такое, предлагаю сразу перейти к более простому способу управления — УПРАВЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ ВЕБ-ИНТЕРФЕЙС.
Ну, а для тех, кому позволяет время и есть интерес, будем дальше настраивать управление по OSC. Чтоб всё это работало, нужно сначала убедиться, что телефон (или планшет или что-то ещё) и компьютер находятся в одной сети и что никакие там брандмауэры не блокируют нужные порты (9000, 8000 по-умолчанию). А затем нужно сделать небольшую настроечку OSC в Reaper. Делается это тоже просто! Переходим в Настройки (Ctrl+P), ищем раздел Control/OSC/Web (обычно, внизу)
![5. Где находятся настройки OSC](https://karamush.ru/wp-content/uploads/2018/10/2018-10-25_12-37-45.png)
У меня там уже есть что-то в списочке, можно добавлять сразу несколько разных устройств с разными шаблонами! Далее нужно нажать на кнопочку Add, откроется окошко добавления нового способа управления! Замечательно! Нас сейчас интересует именно OSC, но Reaper поддерживает и другие режимы управления.
![](https://karamush.ru/wp-content/uploads/2018/11/2018-11-24_23-49-40.png)
Пройдёмся по параметрам:
- Control surface mode (режим управления): OSC (Open Sound Control)
- Device name: karamush-phone (можно назвать как угодно, это просто для отображения в списочке)
- Pattern config (шаблон): LogicTouch+ (на самом деле, такого нет. С плюсиком — это моя доработка, о ней позже, и файлы тоже выложу 🙂 )
- Device port: 9000 (это порт на устройстве, на который Reaper будет слать данные. Нужен для обратной связи)
- Local listen port: 8000 (порт, который будет слушать Reaper для приёма данных от устройства)
- Device IP: (тут нужно указать IP адрес вашего телефона или другого устройства управления. IP адрес будет выдан роутером, поэтому нужно заранее подключить компьютер с Reaper-ом и телефон в общую сеть, чтоб они могли общаться друг с другом)
- Local IP: (тут написан IP адрес компьютера с Reaper-ом, и этот адрес нужно будет ввести в телефоне)
В моём случай IP адрес компьютера с REAPER-ом, то есть, локальный IP — 192.168.93.1 А адрес телефона (Device IP) — 192.168.93.4 (адрес можно посмотреть в программе TouchOSC). Теперь нужно настроить мобильное устройство! Запускаем программу TouchOSC, сразу открываются настройки, больше всего интересует первый пункт — OSC. Там вписать нужно IP адрес компьютера с REAPER-ом. И порты должны тоже соответствовать )
![](https://karamush.ru/wp-content/uploads/2018/11/photo_2018-11-24_23-52-31.jpg)
![](https://karamush.ru/wp-content/uploads/2018/11/photo_2018-11-25_00-01-15.jpg)
Тут же, кстати, можно увидеть локальный IP адрес телефона, в данном случае это и есть 192.168.93.4. Но он может меняться, конечно же. Также стоит обратить внимание на то, что нужно в пункте настроек Layout выбрать тоже LogicTouch+. Изначально там этого шаблона нет, это доработанный мною шаблон разметки. Взять его можно вот тут: LogicTouch+.zip В этом архиве есть шаблон для REPAER, шаблон для приложения TouchOSC, а также инструкции, что куда класть. Но вообще, не смотря на инструкцию, для REAPER лучше всего будет сделать так:
![](https://karamush.ru/wp-content/uploads/2018/11/2018-11-25_01-42-16.png)
Таким образом откроется реально используемая директория, а то она может меняться на разных компьютерах, а так можно быть точно уверенным, что откроется нужная папка!
Теперь в окне настроек рипера можно нажать на кнопочку Listen и проверить связь — приходят ли данные с телефона из приложения. И можно поставить галочку «Allow binding messages to REAPER actions and FX learn«, это позволит выполнять не только заранее заданные в шаблоне действия, но и привязывать любые крутилки, кнопки и регуляторы в приложении к любым элементам управления в REAPER, в том числе к параметрам плагинов, а это очень круто!
![](https://karamush.ru/wp-content/uploads/2018/11/2018-11-25_00-45-15.png)
Теперь самое интересное, ради чего и была создана эта статья! 🙂 Из приложения теперь можно переключаться между дорожками (название отображается тоже, в данном случае это Playbacks!), а также отображается текущий маркер и его номер, а также есть кнопки для переключения между маркерами (при условии, что включена кнопка By Marker). Таким образом можно прокручивать влево-вправо по маркерам, выбирая нужный плейбэк. В этом и заключается моя доработка — отображение номера и названия текущего маркера, а значит, и минусовки нужной. А ещё можно увидеть кружочек под крутилкой для настройки баланса — это индикатор сигнала на текущем выбранном треке. Естественно, что всё это будет работать только при правильных настройках адресов. Если не вписать в настройках рипера IP адрес телефона, то можно остататься без обратной связи. Так что управлять можно будет, но ни названия треков, ни названия маркеров, ни индикаторы, ни состояния кнопок — всё это работать не будет!
![](https://karamush.ru/wp-content/uploads/2018/11/photo_2018-11-24_23-52-31-2.jpg)
Между треками можно переключаться с помощью двух этих кнопок Вверх и Вниз. Это нам даёт возможность управлять балансом и громкостью каждого трека. И вот, как раз ещё одно из преимуществ не использовать мастер-канал, а делать разные выходы на разные аудиоустройства, посылая на эти дорожки сигнал с трека с плейбэками — можно удобно управлять громкостью как и главного выхода, так и выхода на мониторную линию, и всё это прям с телефона! )
С управлением через приложение TouchOSC, вроде, разобрались! Но как редактировать шаблоны и настраивать их — это ещё одна большая тема, в эту статью, пожалуй, оно уже не вместится. Если кому будет интересно, пишите в комментариях, запилю статью и на эту тему тоже, потому что тут как-то уж слишком много всего получается. А пока что дальше поехали ) REAPER крут тем, что из коробки поддерживает управление также и через веб-интерфейс. Для этого нужно меньше заморачиваться, приложений никаких не нужно ставить, потому что используется веб-браузер, который есть почти везде ) Там же, в настройках Control/OSC/web добавляем новый тип управления, но в этот раз в Control surface mode выбираем уже Web browser interface. После выбора этого пункта, окошко изменится, где будут, само собой, настройки именно этого типа управления.
![](https://karamush.ru/wp-content/uploads/2018/11/2018-11-25_02-24-15.png)
Здесь больше всего интересуют настройки порта, можно оставить стандартный 8080 или взять любой свободный. Следующее поле — это имя пользователя и пароль, разделённые через двоеточие. У меня не заполнено, но можно ввести, и тогда доступ будет только по этому имени пользователя и паролю. Default interface — вот это уже поинтереснее! Там есть разные разные виды страниц управления, можно управлять треками, громкостью их, приглушать, метроном можно тоже выводить (будет просто страничка, с мигающим в такт метроному фоном). Можно и текст песни выводить (о, это тоже отдельная тема, но оно того стоит!). Есть даже more_me! Опять же, можно редактировать эти странички или делать свои, обращаясь к внутреннему API рипера, который предоставляется через веб, но это тоже отдельная тема. Сейчас вполне предостаточно универсальной странички fancier.html. Теперь можно зайти с телефона по адресу компьютера и указанному порту, а вообще, адрес для входа пишется в поле Access URL, очень мило! (можно использовать rc.reaper.fm, но оно не работает через интернет, а сделано для удобного нахождения устройств в ЛОКАЛЬНОЙ сети). Выглядит это вот так, если зайти с телефона, например:
И всё! Тут есть всё, что нужно! Даже больше! Можно и перемотку делать, и по маркерам туда-сюда переключаться, видя их названия, останавливать и запускать воспроизведение, включать-отключать метроном, следить за ТИКами метронома вокруг кнопки Play, управлять треками тоже, их громкостью, солировать, мьютить. Что угодно! Так что, если охота быстро и легко управлять REAPER-ом удалённо, то это неплохой вариант ) Но есть и минусы: у меня, замечал, то ли из-за работы сети, то ли из-за слабого быстродействия телефона, но иногда тот же метроном подтормаживал. Точнее, сам-то он работал, но его отображение на страничке иногда запаздывало, а потом будто «догоняло». И минус ещё в том, что подсветка телефона при использовании браузера, скорее всего, потухнет, что не очень удобно. А в случае работы через приложение TouchOSC можно настроить так, чтоб подсветка не отключалась, пока открыто приложение то. И это уже удобно. Особенно тогда, когда ты барабанщик и нет возможности снимать блокировку с телефона, особенно, если нужно что-то подправить прям во время игры (да-да, такое тоже бывает!). Естественно, можно открывать эту страничку не только с телефона, но и планшета, и с браузера обычного на другом компьютере. Остальные странички, кстати, тоже доступны, даже если выбрана какая-то одна, просто нужно знать их названия, и можно вручную дописывать их имена в адресную строку браузера 🙂 Так что можно даже через один добавленный Web browser interface кому-то давать доступ на управление треками, кому-то клик метронома открывать, кому-то текст песни крутить, а это можно ещё и через проектор, например, показывать. Тут уж устроить и наворотить можно очень много чего! 🙂
Получилось довольно много текста, некоторые части пришлось даже не расписывать, но если нужно, запилю отдельные статейки про то. Надеюсь, материал был интересен и полезен. В общем, REAPER крут! И это лишь малая часть возможностей и причин, почему я могу это сказать! Что ж, можно вернуться в начало. Или можно вернуться к месту, где есть ссылка на закачку шаблона LogicTouch+. Спасибо за внимание! 🙂
Это просто находка!!! Спасибо автору за огромный труд и понятное изложение!!!
Спасибо! Рад, что полезным оказалось 😎
Спасибо.
Спасибо, ваш сайт очень полезный!
!!!
Круто очень!!!
где можно еще почитать???